Расстройства аутистического спектра (РАС)

РАС – это спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Расстройства аутистического спектра включают в себя:

  • Аутизм;
  • Синдром Аспергера;
  • Детское дезингративное расстройство;
  • Неспецифическое первазивное нарушение развития.

Ранний детский аутизм (РДА)

Данное заболевание встречается достаточно редко и чаще всего наблюдается либо с рождения, либо в первые тридцать месяцев. При раннем детском аутизме наблюдается нарушение слуховых и в ряде случаев зрительных реакций на внешние раздражители, сильно осложнено восприятие и понимание речи. Наблюдается отставание в формировании и развитии речи, а если речь все же развивается, то наблюдается путаница местоимений, эхолалия, незрелая грамматическая структура, а также отсутствует способность использовать абстрактные термины.

При РДА наблюдается затрудненность устанавливать социальные взаимоотношения, что наиболее заметно до пяти лет и как правило характеризуется неспособностью поддержать зрительный контакт, неумение вести себя в совместных играх, а также обретение социальных привязанностей.

Аутизм

Типичными признаками аутизма можно считать нарушенный зрительный контакт, а также устойчивое уклонение от взгляда в глаза, отсутствует зрительной фиксация на лице, взгляд, который можно охарактеризовать как застывший, испуганный, неподвижный, складывается ощущение что ребенок смотрит «сквозь» предмет. Проявляются трудности в сфере общения, возникают проблемы в социальных отношениях, аутичная изоляция, отсутствие отклика на свое имя, нарушение речи, к 16 месяцам ребенок не произносит ни одного слова, очень хорошая механическая память.

Так же наблюдаются изменения отношения к родным. В ряде случаев можно наблюдать задержку в узнавании мамы, необходимость в ней значительно мала, крайне слабая реакция на моменты, когда она уходит. Иногда наблюдается гиперусиление симбиотической связи с матерью, которая проявляется в неспособности перенести ее отсутствие. В редких моментах можно наблюдать спонтанные вспышки немотивированной агрессии или страха в отношении к матери. Это же наблюдается и по отношению к остальным членам семьи.

Синдром Аспергера

Дети с данным синдромом как правило не страдают задержками речи, как правило они выражаются правильным литературным языком. Чаще всего синдром Аспергера наблюдается менее тяжелой форме нежели остальные расстройства. Данные дети полностью сохраняют свой интеллект, а в ряде случаев превышают норму, также у таких детей можно наблюдать исключительную память.

Синдром Аспргера можно охарактеризовать как расстройство навыков социального общения, негибкие и повторяющиеся действия и ограниченные, а иногда и странные интересы. Дети с данным синдромом имеют трудности в понимании выражений лиц собеседников, им сложно воспринимать шутки, иронию, метафоры, а также дети могут испытывать трудности в тех или иных социальных ситуациях и иметь сложности в развитии отношений. У таких детей отсутствует желание работать в группе, они с трудом принимают изменения, происходящие в их привычной среде.

Дынный синдром как правило рассматривают, делая акцент на проблематике в социализации личности, без языковых и когнитивных отклонений.

Детское дезингративное расстройство

Встречается крайне редко, как правило такие дети имеют нормальное развитие в период от полутора до четырех лет, после можно наблюдать проявление тяжелых симптомов расстройства аутичского спектра. Т.е. дети, которые имели более продолжительный период нормального развития в последствии можно наблюдать крайне выраженную регрессию приобретенных умений, а также проявление большинства признаков, являющихся характерными для аутизма. Именно таким детям как правило диагностируют «детское дезинтегративное расстройство». Данное расстройство характеризуется утратой уже имеющихся навыков: речь, контроль над функциями кишечника или мочевого пузыря, социальные навыки, нарушениями сенсорно-двигательной координации.

Неспецифическое первазивное нарушение развития

При неспецифическом первазивном нарушении развития можно наблюдать часть симптомов характерных для аутизма либо для синдрома Аспергера, но не в той мере, чтобы была возможность диагностировать какое-либо из них. У детей с данным нарушением можно наблюдать слабую выраженность социальных навыков, очень ограничены навыки невербального и вербального общения, в ряде случаев можно наблюдать склонность к повторениям одних и тех же действий. Данное нарушение обычно удается диагностировать в школьном возрасте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.